Глава Церкви не кесарь

Обращение пастора Джона Макартура и старейшин церкви “Благодать” к верующим и властям

Церковь должна оставаться открытой

Христос – Господь всего. Он единственный истинный глава церкви (Ефесянам 1:22; 5:23; Колоссянам 1:18). Он также Царь царей, суверенный над всеми земными властями (1 Тимофею 6:15; Откровение 17:14; 19:16). Церковь “Благодать” всегда твердо придерживалась этих библейских принципов. Как Его народ, мы подчиняемся Его воле и заповедям, раскрытым в Писании, поэтому мы не можем и не будем соглашаться с введенным правительством мораторием на наше еженедельное собрание или другие регулярные собрания общины. Соблюдение его было бы непослушанием ясным заповедям нашего Господа.

Некоторые подумают, что такое твердое заявление вступает в противоречие с повелением подчиняться властям, изложенным в Послании к Римлянам 13 и 1 Петра 2. Писание требует тщательного и добросовестного послушания “всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро”, “не только добрым и кротким, но и суровым” (1 Петра 2:18). До тех пор, пока государственные органы власти не пытаются брать власть над церковью или издавать распоряжения, препятствующие нашему повиновению закону Бога, их полномочия должны соблюдаться независимо от того, согласны мы с ними или нет.

Однако, хотя гражданское правительство наделено от Бога властью управлять государством, ни один из этих текстов (ни какой-либо другой) не наделяет гражданских правителей юрисдикцией над церковью. Бог учредил три института или установления в человеческом обществе: семью, государство и церковь. У каждого института есть сфера полномочий со своими законными пределами, которые должны соблюдаться. Власть отца ограничена его семьей. Власть церковных лидеров (которая делегирована им Христом) ограничена церковными делами. И на правительство возложена особая задача по надзору и защите гражданского мира и благополучия в границах государства или общества. Бог не наделил гражданских правителей властью над учением, служением или правилами церкви. Библейские рамки ограничивают полномочия каждого установления его конкретной юрисдикцией. Церковь не имеет права вмешиваться в дела отдельных семей и игнорировать родительский авторитет. Родители не имеют полномочий управлять гражданскими делами в обход государственных служащих. Точно так же правительственные чиновники не имеют права вмешиваться в церковные дела таким образом, чтобы подрывать или игнорировать данную Богом власть пасторов и старейшин.

Когда какое-либо из трех установлений выходит за пределы своих полномочий, другие обязаны сдерживать такое превышение власти. Поэтому, когда какой-нибудь правительственный чиновник издает распоряжение, регулирующее богослужение (например, запреты на пение, ограничения на посещение или запреты на собрания и служения), он выходит за пределы законных границ своей, определенной Богом, власти и посягает на такие полномочия, которые Бог прямо дарует только Господу Иисусу Христу как владыке над Его Царством, которым является церковь. В поместных церквях Он руководит через пасторов и старейшин, которые учат Его Слову (Матфея 16:18–19; 2 Тимофею 3:16–4:2).

Поэтому в ответ на недавнее требование штата Калифорнии ограничивать или приостанавливать все собрания на неопределенный срок, мы, пасторы и старейшины церкви “Благодать”, с уважением извещаем наших гражданских руководителей, что они превысили свои законные полномочия, и верность Христу не позволяет нам подчиняться этим ограничениям, которые они хотят наложить на наши совместные богослужения.

Гражданское правительство никогда не имело полномочий отдавать приказы, изменять, запрещать или предписывать поклонение. Кесарь не имеет отношения к вопросам, касающимся того, когда, как и как часто церковь совершает служение. Сам кесарь подчиняется Богу. Иисус подтвердил этот принцип, когда сказал Пилату: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин.19:11). И поскольку Христос является главой церкви, церковные дела касаются Его Царства, а не кесаря. Иисус провел резкое различие между этими двумя царствами, когда сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Марка 12:17). Сам наш Господь всегда отдавал кесарю то, что принадлежало кесарю, но Он никогда не предлагал кесарю то, что принадлежит исключительно Богу.

Как пасторы и старейшины, мы не можем передавать земным властям никакие полномочия или власть, которые принадлежат исключительно Христу как главе Его Церкви. Пасторы и старейшины – это те, кому Христос поручил и дал право осуществлять Свою духовную власть в церкви (1 Петра 5:1–4; Евреям 13:7, 17). Одно только Писание определяет, как и кому они должны служить (1 Коринфянам 4:1–4). Они не должны выполнять приказы гражданского правительства, пытающегося регулировать богослужение или управлять церковью. Фактически, пасторы, которые передают свою данную Христом власть в церкви гражданскому правителю, отрекаются от своей ответственности перед Господом и нарушают предопределенные Богом границы власти так же, как и светские чиновники, которые незаконно навязывает свою волю церкви. В учении веры нашей церкви более 40 лет назад было записано следующее:

“Мы учим автономии поместной церкви, свободной от какой-либо внешней власти или контроля, с правом самоуправления и свободой от вмешательства каких-бы то ни было людей или организаций (Титу 1:5). Мы учим, что Священное Писание предписывает истинным церквям сотрудничать друг с другом с целью распространения веры. Однако каждая поместная церковь через своих старейшин и их толкование и применение Писания должна быть единственным судьей в отношении меры и метода ее сотрудничества. Старейшины должны также решать все другие вопросы, касающиеся членства, правил, дисциплины, благотворительности и управления (Деяния 15:19–31; 20:28; 1 ​​Коринфянам 5:4–7, 13; 1 Петра 5:1–4).”

Нам не нужно разрешение государства служить и поклоняться нашему Господу, как Он повелел. Церковь – драгоценная невеста Христа (2 Коринфянам 11:2; Ефесянам 5:23–27). Она принадлежит Ему одному. Она существует по Его воле и служит под Его властью. Он не потерпит никакого посягательства на ее чистоту и никакого посягательства на Его власть над ней. Все это было установлено, когда Иисус сказал: «Я построю Церковь Мою; и врата ада не одолеют ее» (Матфея 16:18).

Власть Христа «превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. И (Бог Отец) все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, Которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Ефесянам 1:21 -23).

Соответственно, честь, которой мы по праву обязаны оказывать нашим земным правителям и магистратам (Римлянам 13:7), не включает в себя повиновение, если чиновники пытаются подорвать здравую доктрину, извратить библейскую мораль, осуществлять церковную власть или каким-либо иным образом вытеснять Христа с места главы церкви.

Библейский порядок ясен: Христос есть Господь над кесарем, а не наоборот. Христос, а не кесарь, является главой церкви. Со своей стороны, церковь ни в каком смысле не управляет государством. Это разные царства, но Христос – господин над обоими. Ни церковь, ни государство не имеют более высокого авторитета, чем авторитет Самого Христа, который заявил: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матфея 28:18).

Обратите внимание, что мы не приводим конституционный аргумент, даже несмотря на то, что Первая поправка к Конституции Соединенных Штатов прямо подтверждает этот принцип в своих вступительных словах: «Конгресс не должен издавать никакого закона относительно установления какой-либо религии, или воспрещающего свободное исповедание всякой религии». Право, к которому мы обращаемся, не было создано Конституцией. Это одно из неотчуждаемых прав, предоставленных исключительно Богом, который учредил человеческое правительство и обозначил его полномочия, а также пределы государственной власти (Римлянам 13:1–7). Поэтому наш аргумент намеренно не обоснован в Первой поправке – он основан на тех же библейских принципах, на которых основана сама Поправка. Исповедание истинного благочестия является божественным долгом, возложенным на мужчин и женщин, сотворенных по образу Бога (Бытие 1:26–27; Деяния 4:18–20; 5:29; ср. От Матфея 22:16–22). Другими словами, свобода вероисповедания – это повеление Самого Бога, а не некая привилегия, дарованная государством.

В этом контексте необходимо сделать еще одно замечание. Христос всегда верен и правдив (Откровение 19:11). Человеческие же правительства не настолько заслуживают доверия. Писание говорит: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Иоанна 5:19). Это связано с тем, что сатана, которого в Иоанна 12:31 и 16:11 называют «правителем этого мира», обладает властью и влиянием через политические структуры этого мира (ср. Луки 4:6; Ефесянам 2:2; 6:12). Иисус сказал о нем: «Он лжец и отец лжи» (Иоанна 8:44). История полна болезненных напоминаний о том, как государственная власть легко и часто используется в злых целях. Политики могут манипулировать статистикой, а СМИ могут искажать правду или скрывать неудобные факты. Поэтому проницательная церковь не может пассивно или автоматически подчиняться, если правительство приказывает прекратить собрания верующих, даже если в качестве причины оно указывает заботу о здоровье и безопасности населения.

Церковь по определению является собранием. Это буквальное значение греческого слова «экклесия» – собрание призванных. Несобирающееся собрание противоречит самому понятию церкви. Поэтому христианам заповедано не отказываться от практики собраний вместе (Евреям 10:25), и ни одно земное государство не имеет права ограничивать, лимитировать или запрещать собрание верующих. Мы всегда поддерживали подпольную церковь в тех странах, где христианские собрания запрещаются государством.

Когда власти лимитируют посещение церкви определенным количеством, они пытаются наложить ограничение, которое в принципе делает невозможным для святых собираться как церковь. Когда чиновники запрещают петь во время богослужения, они пытаются наложить ограничение, которым они в принципе делают невозможным для детей Божьих подчинение заповедям Ефесянам 5:19 и Колоссянам 3:16. Когда официальные лица предписывают дистанцирование, они пытаются наложить ограничение, которое в принципе делает невозможным тесное общение между верующими, которое заповедано в Римлянам 16:16, 1 Коринфянам 16:20, 2 Коринфянам 13:12 и 1 Фессалоникийцам 5:26. Во всех этих сферах мы должны подчиняться нашему Господу.

Хотя мы в Америке, возможно, не привыкли к правительственному вмешательству в церковь нашего Господа Иисуса Христа, это далеко не первый случай в истории церкви, когда христианам приходится иметь дело со злоупотреблениями властью или враждебными правителями. На самом деле гонения на церковь со стороны государственных органов были нормой, а не исключением, на протяжении всей истории церкви. «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» – говорит Писание (2 Тимофею 3:12). Исторически двумя главными преследователями всегда были светское правительство и ложная религия. Большинство мучеников христианства были убиты за то, что они отказались подчиняться таким властям. В конце концов, это то, что Христос обещал: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Иоанна 15:20). В последней заповеди блаженств Он сказал: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас»(Матфея 5: 11–12).

По мере того, как государственная политика все больше отдаляется от библейских принципов, и по мере усиления правового и политического давления на церковь, мы должны признать, что Господь может использовать это давление как средство очищения, чтобы явить истинную церковь. Уступка правительственному давлению может привести к тому, что церкви останутся закрытыми на неопределенный срок. Чем истинная церковь Иисуса Христа будет отличаться в таком неблагоприятном климате? Есть только один путь: смелой верностью Господу Иисусу Христу.

Даже там, где правительства кажутся сочувствующими церкви, христианским руководителям часто приходится испытывать давление со стороны агрессивных государственных служащих. Например, в Женеве времен Кальвина церковным служителям иногда приходилось отражать попытки городского совета регулировать богослужения, церковное поведение и церковную дисциплину. Англиканская церковь никогда полностью не реформировалась именно потому, что британская корона и парламент всегда вмешивались в церковные дела. В 1662 году пуритане были изгнаны со своих кафедр, потому что они отказались подчиниться правительственным мандатам, касающимся использования Книги общих молитв, ношения облачений и других церемониальных аспектов государственного культа. Британский монарх по-прежнему претендует на звание верховного правителя и главы англиканской церкви.

Но опять же: Христос является единственным истинным главой Своей церкви, и мы намерены чтить эту истину во всех наших собраниях. По этой выдающейся причине мы не можем принять и не будем склоняться перед ограничениями, которые чиновники теперь хотят навязать нашей общине. Мы предлагаем этот ответ без злобы и не из-за воинственных или мятежных сердец (1 Тимофею 2:1–8; 1 Петра 2:13–17), но с трезвым осознанием того, что мы должны ответить Господу Иисусу за служение, которое Он дал нам как пастырям Его драгоценного стада.

Правительственным чиновникам мы с уважением задаем вопрос вместе с апостолами: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:19). И наш решительный ответ на этот вопрос такой же, как и у апостолов: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29).

Мы молимся о том, чтобы каждая верная община стояла с нами в повиновении нашему Господу, как это делали христиане на протяжении веков.

(Оригинальный текст на английском опубликован на сайте церкви “Благодать” 24 июля 2020 г. – https://www.gty.org/library/blog/B200723)
https://www.gty.org/library/blog/B200723

Примечание:

Ниже мы хотим ответить на основной вопрос, который мы получили в ответ на данное заявление: “Почему вы подчинялись первоначальному правительственному распоряжению, при этом ссылаясь на Римлянам 13 и 1 Петра 2?”

Старейшины Церкви “Благодать” согласились с первоначальным правительственным приказом не потому, что мы верили, что государство имеет право указывать церквам, когда или как поклоняться Богу. Чтобы было ясно, мы считаем, что и первоначальные приказы были столь же незаконным вторжением государственной власти в церковные вопросы, как и сейчас. Тем не менее, поскольку мы не могли знать того, насколько серьезна угроза вируса, и поскольку мы заботимся о людях, как это делал наш Господь, мы считаем, что защита общественного здоровья от серьезных инфекций является законной функцией как христиан, так и гражданского правительства. Поэтому мы добровольно следовали первоначальным рекомендациям нашего правительства. Конечно, для христиан законно временно воздерживаться от собрания святых перед лицом болезни или непосредственной угрозы общественному здоровью.

Когда начался карантин, предполагалось, что это будет кратковременная мера с целью «сгладить кривую», т.е. снизить уровень заражения, чтобы больницы не были перегружены. В то время были ужасные прогнозы смертности. В свете этих факторов наши пасторы поддержали меры, соблюдая указания, которые были выпущены для церквей.

Но мы не уступили наш духовный авторитет светскому правительству. Мы с самого начала говорили, что наше добровольное соблюдение может быть изменено, если ограничения превысят заявленную цель, или политики неоправданно будут вмешиваться в церковные дела, или если чиновники здравоохранения добавят ограничения, которые могут подорвать миссию церкви. Мы принимали каждое решение с учетом бремени нашей ответственности. На раннем этапе, желая действовать с заботой и вниманием, мы решили поддержать чиновников здравоохранения, а также учесть беспокойство среди членов нашей церкви (Филиппийцам 4:5).

Но сейчас мы уже более двадцати недель находимся под несмягченными ограничениями. Очевидно, что первоначальные прогнозы смертности были неверны, и вирус далеко не так опасен, как первоначально опасались. Тем не менее, примерно уже сорок процентов целого года наша церковь не в состоянии нормально собираться. Способность пасторов пасти свои стада сильно ограничена. Единство и сила церкви находятся под угрозой. Возможность для верующих служить и помогать друг другу упущена. И страдания христиан, которые обеспокоены, напуганы, расстроены, немощны или по какой иной причине нуждаются в срочном общении и ободрении, вышли за пределы всего, что можно разумно считать справедливым или необходимым. Основные публичные мероприятия, запланированные на 2021 год, уже отменяются, что говорит о том, что чиновники готовятся сохранить ограничения на следующий год и далее. Это заставляет церкви выбирать между четкой заповедью нашего Господа и приказами чиновников. Поэтому, следуя власти нашего Господа Иисуса Христа, мы с радостью выбираем подчиняться именно Ему.

One Response to Глава Церкви не кесарь

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *