Бог любви. Молящиеся лицемеры. Чернокожие братья русских. Как полному парню жениться?
ВЕРЮ В БОГА ЛЮБВИ
Немало людей повторяют популярное сегодня выражение: “Я не могу принять христианство, верить в Библию, потому что я верю в Бога любви”.
По этому поводу нью-йоркский пастор Тим Келлер сказал примерно следующее.
– А где эти люди могли узнать о Боге любви, откуда вообще пришла эта идея? Первый метод, доступный для всех, которым мы познаем Бога – через “рассматривание видимого творения”. Но можем ли мы узнать, что Творец – это Бог любви, изучая природу? Что у Него чувство вкуса – Он творит очень красиво, Он – бесконечно мудр и всезнающ. Но любящий? Особенно, если принять во внимание слепые стихии ветра, воды, землетрясения, ураганы, засухи, болезни, от которых погибает больше людей, чем от всех войн вместе взятых.
Может религии говорят о том, что Бог есть любовь? Буддисты? Индуизм? Даже мусульмане, хотя и верят в милостивого Создателя, чувствуют себя очень неловко при разговоре о Боге, как друге, женихе и любящем супруге. Есть только один источник, откуда люди могли узнать о Боге любви. Этот источник – Библия. Поэтому, в следующий раз, когда вы услышите: я верю в Бога любви, а не в ваше христианство! Поинтересуйтесь, откуда ваш собеседник почерпнул представление о том, что Бог любит людей.
БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ
Пользуюсь сайтом biblegateway.com. Существуют удобные плагины для него, один из которых я установил на свои сайты novochekhov.com ihappy.us bibleika.org. Кликаете по линку (нажимаете на ссылку – как изменился наш русский язык!) Чтение Библии и вам открывается сайт с уже подобранными для ежедневного плана чтения тексты. В день, когда я готовил эту программу, открылась книга пророка Захарии, 13 и 14 главы. Дело было утром, я готовил себе кофе, и решил не читать, а послушать эти тексты. На сайте biblegateway.com есть изумительная функция – прослушивание Библии голосами разных чтецов. Конечно, далеко не все переводы Библии доступны в виде чтения. Я предпочитаю слушать NIV, начитанный Максом Макклином. Есть и другие чтецы, можно выбрать с музыкой на фоне чтения или только голос.
Чтение 13 главы особенно задело меня. В самом деле, вот как начинается эта глава:
“В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты.
2 И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли.
3 Тогда, если кто будет прорицать, то отец его и мать его, родившие его, скажут ему: тебе не должно жить, потому что ты ложь говоришь во имя Господа; и поразят его отец его и мать его, родившие его, когда он будет прорицать”.
Это ужасно, родители убивающие своего сына за то, что он пророчествует во имя Бога!
Жестокость эта кажущаяся. Это скорее жесткость во имя спасения многих людей. Потому что самое большое зло, которое люди могут сделать на земле, это зло, совершаемое во имя Бога. Приписываемое Богу. Ложь о Боге.
Мало того, что гибнут люди и страдают здесь на земле. Ложь во имя Бога приводит к гибели вечной. С одной стороны тех, кто распространяет эту ложь как послушный инструмент сатаны, а с другой – тех, кого эта ложь отвратила от Бога.
У Боба Джорджа в его книге “Классическое х-во” есть необычный образ на эту тему. Представьте, что сразу после сотворения людей, еще до их грехопадения, инопланетяне посетили землю. Если бы они захотели узнать кто такой Бог, Его характер, что Он любит, что Он ненавидит, то поскольку Бог невидим, самое лучшее представление о Нем они могли бы получить наблюдая за первыми людьми – Адамом и Евой. Адам был создан по образу и подобию Бога.
А если бы инопланетяне посетили землю в наше время, то как они могли бы узнать о невидимом Боге сейчас? Так же как и прежде – наблюдая за людьми. Однако, насколько по другому мы, люди, представляли бы им Бога!
Мы, а особенно христиане, потому что мы делаем акцент на своих особых отношениях с Богом, мы представляем образ Бога всем вокруг. В послании к Кол. 1:26 Павел пишет о самой большой тайне мироздания, а именно “Христос в вас”, в людях!
Именно в этом ключе я понимаю и заповедь: “Не употребляй имени Господа, Бога твоего, напрасно!” Не простые присказки страшны: “Ах, боже ты мой!” или “Не дай Бог!”. Они никого не вводят в заблуждение, а только засоряют речь. А те отвратительные комментарии, делаемые по поводу несчастных случаев, ужасны: “Ага, это их Бог покарал землетрясением!” “Это Бог наказал их автокатастрофой!” “Ушли из нашей церкви, вот и вразумляет их Господь болезнями!”
Эту же проблему решал Иов. Ведь самое невыносимое было для него не физическая боль и страдания, связанные с гибелью его детей. Мысль о том, что Бог наслаждается человеческими мучениями, Он посылает беды, Ему нравится видеть агонию невинных – вот эта мысль не давала Иову покоя. Поэтому он изо всех сил стремился к Богу, узнать лично от Него, что сам Бог думает по этому поводу. Почему и увещания друзей, хотя и звучали вполне благочестиво, не могли облегчить страданий Иова. Они не отвечали на этот вопрос, и даже хуже, подтверждали подозрения Иова, что Бог – жестокий и несправедливый. А поклоняться и верить такому Богу – лучше вовсе не верить, не существовать. Лучше быть врагом такого бога, потому если он в самом деле упивается страданиями невинных, то это не бог, а сатана.
К счастью, Бог не радуется неправде, а сорадуется истине. Он – являет любовь и милость к кающимся грешникам, сурово наказывая жестоких и лицемерных мучителей. Так что, слава Богу, что наступит день, когда никто не будет извращать образ Бога, приписывать Ему то, что Он не делает, и чем Он не является.
ПО ПОВОДУ МОЛИТВЫ ОТЧЕ НАШ
Одна из самых больших проблем в христианстве в том, что честный человек часто чувствует себя лицемером. Особенно в молитвах мы звучим неестественно. Некоторые верующие даже вырабатывают специальную молитвенную интонацию, например, женщины сразу настраиваются на плач, мужчины – высокопарный тон . Чарльз Сперджен в “Добрых советах проповедникам Евангелия” посвящает целую лекцию (4-ю) публичной молитве. Там он упоминает об особенных обращениях, используемых именно для молитвы. Например, такое выражение как: “Твой жалкий, недостойный прах есмь”, – это титул, который даруют себе наиболее высокомерные люди в собраниях верующих, зачастую даже самые богатые и наиболее “светски” настроенные. Мы слышали об одном благочестивом человеке, который, прося благословения своим детям и внукам, так затмился блеском этого выражения, что воскликнул: “О, Господи! благослови Твой прах и Твоего праха прах, и прах праха от праха Твоего!” (http://www.spurgeon-book.com/good-advice/read/04/)
Другая крайность, когда пытаясь быть естественными, мы сводим молитву к обыденному разговору с приятелем. “Дык, просто, я тут Господи, думаю… А что ты, Господи думаешь про это?”
Сам формат молитвы довольно необычен. Ведь мы обращаемся к невидимому Богу. Часто кажется, в пустоту. Без веры, вообще молитва совершенно бессмысленна. Об этом Лев Толстой хорошо пишет в своей “Исповеди”:
“Мне рассказывал С., умный и правдивый человек, как он перестал верить. Лет двадцати шести уже, он раз на ночлеге во время охоты, по старой, с детства принятой привычке, стал вечером на молитву. Старший брат, бывший с ним на охоте, лежал на сене и смотрел на него. Когда С. кончил и стал
ложиться, брат его сказал ему: “А ты ещё всё делаешь это?” И больше ничего они не сказали друг другу. И С. перестал с этого дня становиться на молитву и ходить в церковь. И вот тридцать лет не молится, не причащается и не ходит в церковь. И не потому, чтобы он знал убеждения своего брата и присоединился
бы к ним, не потому, чтоб он решил что-нибудь в своей душе, а только потому, что слово это, сказанное братом, било как толчок пальцем в стену, которая готова была упасть от собственной тяжести; слово это было указанием на то,
что там, где он думал, что есть вера, давно уже пустое место”.
Но даже мы, имеющие веру, боремся с искушением, которое пытается изобразить наши молитвы бессмысленным занятием, или даже упражнением в лицемерии. Мы вряд ли нашли бы решение этой проблемы, если бы не сам Христос помог нам. Я имею в виду молитву “Отче наш” (Матфея 6). Именно этот образец молитвы, данный Христом, помогает нам разобраться с этим чувством неестественности, нарочитости, которое преследует многих серьезных христиан. Очень хорошо написал по этому поводу Клайв Льюис. Он говорит, что как только вы произносите первые слова молитвы,
“Они совершенно недвусмысленно свидетельствуют о том, что вы ставите себя в положение сына Божьего. Иными словами, вы облекаетесь в Христа, так сказать, воображаете себя Христом. В тот самый момент, когда до вас доходит смысл этих слов, вы начинаете понимать, что на самом деле вы — не сын Божий. Вы совсем не такое существо, как Сын, Чьи интересы, Чья воля абсолютно едины с интересами и волей Отца. Вы — комок сосредоточенных на самом себе страхов, надежд, жадности, зависти и самолюбия. И все это, вся ваша сущность, обречено на смерть. Таким образом, то, что вы берете на себя смелость уподобляться Христу — возмутительная самонадеянность. Но, странное дело, именно так Он и приказал нам вести себя.
Почему? Что за смысл выдавать себя за то, чем вы на самом деле не являетесь? Однако даже на человеческом уровне существуют, как вы знаете, два рода притворства — плохое и хорошее. В первом случае человек пытается кого-то обмануть: например, он притворяется, будто помогает вам, вместо того чтобы помочь на самом деле. Но второй, полезный вид притворства ведет к чему-то настоящему. Например, вам не хочется проявлять дружелюбие к X., но вы знаете, что должны его проявить; в таком случае правильнее всего вести себя так, как если бы вы были лучше, чем на самом деле. И через некоторое время вы действительно почувствуете к X. большее расположение, чем вначале. Всем нам это знакомо…
Далее, в тот самый момент, когда вы сознательно говорите себе: «Вот, я воображаю, будто я Христос», вы, скорее всего, тут же чувствуете, каким образом возможно сделать это ваше «притворство» не столь явным, хоть чуточку приблизить его к реальности. Вы обнаруживаете, что думаете о таких вещах, о которых не думали бы, если бы действительно были сыном Божьим. Что ж, постарайтесь прогнать эти мысли. Или, быть может, вы внезапно поймете, что, вместо того чтобы произносить молитвы, вам следовало бы сесть за стол и написать письмо матери или отправиться на кухню и помочь жене вымыть посуду. Поднимитесь в таком случае и сделайте то, что вам подсказывает внутренний голос.
Видите, что происходит? Сам Христос, Сын Божий, человек (такой же, как мы с вами) и Бог (такой же Бог, как Его Отец), находится рядом с вами и уже в этот момент обращает ваше воображение в реальность. И это не высокопарные слова, выражающие лишь ту мысль, что ваша совесть подсказывает вам, что делать. Если вы прямо спросите вашу совесть, вы получите один ответ. Если вы помните, что вы воображаете себя Христом, ответ будет иной. Существует множество вещей, о которых ваша совесть не скажет вам прямо, что они плохи (особенно в стадии обдумывания), но которые вы сразу же отвергнете, если серьезно стараетесь подражать Христу”.
Видите, благодаря этому, кажущемуся “лицемерию”, “притворству”, Бог поднимает нас, преображает в Свой образ. Хороший учитель не тот, кто видит школьника таким, какой тот есть в данный момент, т.е. первоклассником, читающим по слогам, а зрелым выпускником, образованным и готовым к самостоятельной жизни.
КНИГИ
Сейчас я читаю книгу Томаса Соуэлла, американского чернокожего мыслителя, автора многих книг. Книга Black Rednecks and White Liberals посвящена теме негритянской субкультуры в Америке. (http://www.amazon.com/Black-Rednecks-Liberals-Thomas-Sowell/dp/1594031436)
Меня особо задевает афро-американское общество, потому что я вижу много сходства в культуре русских, советских людей и негров США. Афро-американцы были в рабстве до 1865 года, а русские был крепостными до 1861 года. Чернокожие США были угнетаемы и после отмены рабства, подобным образом мы, жители СССР были угнетены коммунистической властью. Достаточно вспомнить, что советские крестьяне получили паспорта и возможность переезжать в города только при Хрущеве уже в 60-е годы XX столетия. У черных выработался инстинкт жертвы обстоятельств, психология зависимости. Вначале от рабовладельца, затем от государства, которое обязано помогать. У советских людей подобная психология: государство должно заботиться обо мне и моих детях, бесплатная медицина, образования, жилье и т.д. Как и чернокожие американцы, советские люди не понимали, что на самом деле государство может обеспечить только тем, что оно вначале отобрало от своих граждан. Но при этом еще львиная доля уходит на содержание огромного бюрократического аппарата.
Известно, что уровень образования, общей культуры чернокожих в больших городах Америки гораздо ниже, чем в целом по стране. Очень высокая преступность, в возрасте до 30 лет, около половины мужчин-негров имеют криминальное прошлое или настоящее. Почти 3/4 детей рождается вне брака, многие воспитываются бабушками. До половины старшеклассников бросают школу. Наивысший уровень абортов. Это настоящее бедствие. Мечта белого расиста!
Кстати, основательница Плэннeд Парентхуд (Планируемое Родительство), Маргарет Сенгер была расисткой, которая надеялась с помощью абортов и стерилизации, уменьшить черное население США. Надо сказать, она преуспела. До такой степени, что сами черные женщины абортируют тысячи тысяч черных детей. Кое-кто из черных пасторов бьют тревогу, и общественное мнение вроде за жизнь, против абортов. Но это на словах, как советское общество. Вроде как за мир и дружбу, а на деле – равнодушие, жестокость, жадность как и везде, только хуже.
Соуэлл предлагает довольно непривычный взгляд на проблемы чернокожих США. Он сам – негр и знает их изнутри, но в отличие от других, он не ковыряется на поверхности, а пытается увидеть суть проблемы, удалить ее корень, а не плоды.
Соуэлл доказывает, что нынешние проблемы афро-ам. населения обусловлены культурой, принятой чернокожими от белого населения Юга, определенной ее прослойки, которую сегодня часто называют реднеками – красными шеями. Это культура, привезенная в Америку в XVII веке переселенцами из горных районов севера Англии и Шотландии, до того, как они были цивилизованы основным течением британской культуры. Переехав в Америку они законсервировали свои привычки на многие десятилетия и даже передали их чернокожему населению.
Соуэлл в качестве эпиграфа к книге приводит следующую цитату:
“Эти люди создают колоссальные проблемы в наших городах. Они не могут и будут работать, они постоянно преступают законы и не заботятся о своих детях. Они очень много пьют и их моральный уровень ниже уровня уличных котов. По тем или иным причинам, они полностью отказываются приспособиться к достойному, цивилизованному образу жизни”.
Это слова, сказанные не о черных, а бедных белых реднеков, переселявшихся с Юга в растущие города Севера Америки.
Соуэлл так определяет реднековскую культуру:
Они невысоко ценили постоянный и прилежный труд. Еще живя на Британских островах, они вели хозяйство на таком уровне, чтобы просто выжить, уделяя ему только необходимый минимум внимания. Благоустройство жилья, постоянное улучшение хозяйства им казалось лишней заботой. Поэтому их поселки и города оставались грязными и неустроенными. В США они владели хорошими землями на юге, но не делали даже ограждений на своих территориях, не говоря уже о помещениях для скота.
В свободное время белые реднеки предавались пьянству, шумным забавам, не особо ценили целомудренность. Например, множество девушек, выходящих замуж, уже были беременны, в то время, как среди жителей северных штатов это были исключения.
У реднеков была своеобразная религиозность. Они ведь тоже были христианами. Но в то время, как церкви в Новой Англии (северо-восток США) делали акцент на обучении Библии во время богослужений, больше похожих на школьные уроки, для южных церквей более характерным было эмоциональное служение. Вот как описывает типичное богослужение южан, современник Фредерик Олмстед:
“Проповедник почти все время кричал на пределе своего голоса, как будто обращался к кому, находящемуся далеко за пределами здания, он явно был одарен ярким воображением, и большой порцией драматизма, часто повторял одну и ту же фразу, перегибался через кафедру, протягивая руки вперед, отчаянно жестикулировал”.
Надо сказать, что хотя здесь описана белая церковь прошлого века, картина очень похожа на те, что из себя представляют богослужения большинства негритянских церквей Америки: не только пятидесятников или харизматов, а и баптистов и методистов.
Но эмоциональность не самое страшное, а то, что это было отражением легкомысленного отношения к Богу и церкви. Северяне строго соблюдали воскресный день как день церковных служб, в то время как на юге в воскресенье в церковь ходили от случая к случаю, используя выходной день для увеселений и пьянства. Уже в субботу реднеки напивались до такой степени, что не в состоянии были идти на церковную службу.
Любопытно, что даже характерных негритянский говор – это не африканское наследие. Он унаследован черным населением от белых реднеков Юга.
Поэтому главной задачей после отмены рабства, было освобождение от этой низкой культуры. Сразу после гражданской войны 1400 миссионеров учителей приехали на юг обучать детей бывших рабов. 10 лет спустя там было уже 2500 миссионеров в 2000 школ. Они учили детей пуританским ценностям: честности, трудолюбию, строгой морали. Чтобы не предавались религиозной эмоциональности, как другие христиане юга.
Если школьник был замечен в разврате, он исключался из школы. Миссионеры вполне определенно ставили задачу вырвать детей из их культурного окружения. Улучшения могут быть только результатом влияния извне на негритянское общество. Поэтому детей часто отправляли в интернаты, чтобы поместить их в атмосферу высокой морали, порядочных манер и правильного английского языка. На умственные способности черных детей учителя не жаловались, проблема была с окружением.
Соуэлл убеждает, что сегрегация черных обусловлена не цветом кожи, а культурой. На протяжении столетия чернокожие американцы северных штатов жили вместе с белыми, разделяя общую пуританскую культуру и литературный английский язык. Но когда в 20-30 годы ХХ столетия десятки и сотни тысяч чернокожих носителей реднековской культуры хлынули на север, началась сегрегация. Из районов, куда селились южане, уезжали белые и те черные, что жили там раньше. Потом южан старались не пускать в благополучные районы, потому что в скором времени ухоженные поселки превращались в помойки, районы превращались заповедники преступности, насилия, наркомании. Томас Соуэлл и другие чернокожие мыслители США пытаются сломить реднековскую культуру афроамериканцев, переориентировать чернокожее население на традиционные пуританские ценности индивидуальной ответственности, самоконтроля, трудолюбия, целеустремленности. Иными словам, чтобы они жили нормальной христианской жизнью.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
“Я полный, не могу найти девушку”.
Если вы полный и ленивый, скучный и неинтересный, как Обломов из одноименного романа русского писателя Ивана Александровича Гончарова, то это проблема. Ведь по роману, даже искренне любящая Обломова Ольга в конце концов вышла замуж за энергичного мужчину, знающего для чего он живет, за Штольца?
Но не из-за полноты Ольга отвергла Илью Обломова. Из-за пассивности. Если вы полный, но умный, интересный, начитанный, с чувством юмора – то шансы велики. Женщины любят тех, кто может их развеселить, рассмешить. Недаром существует сказка о царевне Несмеяне. Нет ни одного подобного сюжета о мужчине. Царевич Несмеян?
Женщина по другому относится к внешности мужчины. Для мужчин очень важно, чтобы женщина была привлекательна. А для женщин главная потребность – безопасность, защищенность. Если она увидит, что вы надежный человек, сможете обеспечить семью, детей, будете заботиться о ней, любить ее, то ваша полнота не оттолкнет ее.
Подростки – другое дело. Девочки такого возраста обычно влюбляются в актеров, спортсменов, певцов. Но это временное явление. Ко времени, когда нужно выходить замуж, девушка меньше обращает внимания на смазливые физиономии, а больше на характер и потенциал своего избранника. Кстати, сегодня я прочитал, что будущей жене известного христианского мыслителя и автора толкования к Библии, Филипа Генри, Катерине Мэтью, отец не советовал выходить за него замуж. Кто он? Ни связей, ни положения. Никто не знает откуда он!” На что девушка ответила: “Правда, но зато я знаю, куда он направляется и я хочу идти вместе с ним”.
Каждая девушка прежде, чем выходить замуж, должна знать цель жизни ее избранника. К чему он стремится, что для него дорого? Какой образ жизни он будет вести исходя из ценностей и целей, которыми он дорожит? Хочет ли она присоединиться к нему и провести жизнь вместе с ним?
Если вы полный, но имеете достойную цель в жизни, уверены, настойчивы, то наверняка найдется девушка, желающая разделить с вами такую судьбу.