Ветхозаветные заповеди в жизни новозаветных христиан

Published On | Peter Novochekhov

Какие ветхозаветные заповеди являются обязательными для христиан Нового Завета, поскольку они носят универсальный характер?

Законы Бога, равно как Ветхого, так и Нового Заветов, не являются просто демонстрацией Его силы. Бог не противоречит себе ни сегодня, ни завтра, Он — не самодур, действующий по принципу “что хочу, то и ворочу”, забывающий о том, что приказывал вчера и третьего дня. Тогда почему между Ветхим и Новым заветами так много различий?

Ветхозаветный закон Моисея был дан избранному народу Израиля. Позвольте мне прояснить разницу между двумя избранными народами: Израилем и христианами, потому что от этого зависит предназначение закона и то, как мы применяем его сегодня.

Израиль был избран с целью, указанной в Бытии 12:1-3. Евреи были Божьим орудием в деле осуществления плана искупления мира через вочеловечение Божьего Сына и Его смерть на кресте за грехи людей. Все это произошло через евреев и посреди еврейского народа. Евреи не были избраны для того, чтобы быть спасенными, скорее, они были избраны, чтобы помочь осуществить Божий план спасения. Многие из них воспользовались преимуществом непосредственных свидетелей и участников, и приняли спасительную милость, дарованную по этому плану, но многие и отвернулись прочь от нее. Избранничество евреев не обеспечило им спасения. Оно обеспечило необходимые условия для воплощения плана спасения для всего мира. Принимает ли кто спасение лично или нет – это уже другой вопрос.

Избранничество христиан иное. Оно относится к тем, кто принял Христа, кто возложил на Него свои надежды, и обрел тем самым спасение, благодаря вышеупомянутому Божьему плану, в подготовке которого участвовал израильский народ. Мы, вверившиеся себя Христу, избраны т.е. спасены.

Бог вчера, сегодня и вовеки тот же. Иисус вчера, сегодня и вовеки тот же, потому что Он — Бог. Бог не изменяется, но это не значит, что Он не претерпевают изменений способы Его общения с человечеством. Бог имел дело с Адамом и Евой одним образом, а с евреями от Авраама осуществлял другой план. С христианами Он трудится по другому плану, точнее — новому завету.

У Бога существовали одни уникальные отношения с народом Израиля. У Бога есть другой, также уникальный план, осуществленный в новом завете Иисуса Христа через Его крест. Бог изменяет множество всего и вся. Он может наметить план и действовать по нему в одних случаях, но не использовать его в других, оставаясь при этом неизменным в Своих целях.

Обратите внимание на книгу Второзаконие. В чем ее суть? Название ее говорит о том, что закон был дан во второй раз. Первый случай описан в книге Исход, когда Моисей получил его на горе Синай. Но с тех прошло уже 40 лет и то поколение вымерло. Выросло новое поколение, которое под предводительством Иисуса Навина должно взять в наследие обетованную землю. Перед своей смертью Моисей дает тот же самый закон во второй раз, теперь уже новому поколению. Тот же самый закон дается новому поколению того же самого народа. Ветхий Завет – это завет с Израилем и только с ним, а не с каким-то другим народом еще.

Ничего из закона Моисеева не имеет отношения ко мне как язычнику. Ни одна заповедь не является для меня обязательной исходя из того факта только, что она находится в законе. Понять это помогает простой пример. Ни одна статья законов штата Калифорния не имеет отношения к штату Огайо, потому что у Огайо есть своя конституция и законы. Например, в Калифорнии есть закон, запрещающий убийства, и будучи жителем Калифорнии, я подчиняюсь закону штата и никого не убиваю. Значит ли это, что оказавшись проездом в Огайо, я могу кого-нибудь убить, раз теперь на меня закон Калифорнии не распространяется. Нет. Оказывается и в Огайо я буду наказан за убийство. Но не по закону Калифорнии, а по законам Огайо, потому что, хотя законы Огайо и Калифорнии во многом отличаются друг от друга, существует и нечто общее, универсальное для всех штатов, например, запрет на убийства.
Закон Моисея в этом примере подобен закону штата. Он был дан народу того штата в тот период времени. Мы же сейчас — в другом “штате”, живем по другому завету при других условиях. Мы ничем не связаны из того, что содержится в Законе Моисея. Тот свод правил имел отношение к другому народу. Он был дан Богом Моисею и Израилю. Бог вывел их из земли рабства, избавил их, и они были обязаны повиноваться Ему как своему Суверену. Они были обязаны выполнять условия завета, и если они выполняли, Он их защищал; если нет, то Он покидал их — вот что значили для них благословения и проклятия Ветхого Завета (Втор. 28 глава).

Но ныне, Ветхий Завет уже не действует. Он был замещен новым контрактом для всех людей, включая евреев. Сегодня, евреи и язычники в равной степени, все верующие во Христа, находятся под действием нового договора. Но значит ли это, что раз мы не под Законом Моисея с его заповедью “не убий”, теперь мы можем убивать направо и налево? Нет. Запрет на убийство является универсальным и должен находиться во всех законах. Закон Моисея включал в себя наряду со специфическими требованиями универсальные моральные принципы, которые содержатся и в наших сегодняшних законах. Но мы обязаны им следовать не потому, что они записаны в Законе Моисея, а потому что они являются универсальными для всех людей. Читая Ветхий Завет, мы должны научиться отличать специфические законы, имеющие отношение только к Израилю того времени, от универсальных законов.

Прежде всего, надо обращать внимание на то, как заповедь сформулирована, какими словами. Затем посмотреть, есть ли что-то подобное в Новом Завете. Практически все 10 заповедей, за исключением заповеди о субботе, в той или иной форме повторены в Новом Завете как моральная норма. Подобным образом и многие другие. Например, запрет гомосексуальных сношений. Он существует и в Ветхом Завете, и находится также в посланиях к Коринфянам и Римлянам. Из этого с очевидностью явствует, что данная заповедь является универсальной, а не просто ветхозаветным предписанием. Хотя и в этом случае нужно видеть разницу по отношению к наказанию нарушителям — то, что применялось в ветхозаветном Израиле (смертная казнь), неприменимо в Новом Завете.

Такой подход позволяет ответить на упреки в том, что мы по собственной прихоти выбираем из Ветхого Завета то, что нам нравится, игнорируя при этом все остальное. Мы, в самом деле, выбираем из Ветхого Завета одни заповеди, оставляя в стороне другие, но делаем это не исходя из собственных предпочтений. Мы осознаем, что ветхозаветный закон был соглашением с Моисеем, и потому является уникальным договором с народом Израиля. Однако помимо специфических требований, имеющих временное значение, там содержатся такие предписания, которые трансцендентны по отношению к Ветхому Завету, имеют универсальное значение и перешли в Новый Завет.

Мы не действуем произвольно, когда признаем, что гомосексуализм запрещен Писанием. В книге Левит, 18 глава, этот запрет явно выражен как универсальный, наряду с запретом скотоложества и принесения детей в жертву. Там сказано, что народы, жившие в Ханаане до евреев, совершали эти грехи и были наказаны. Стало быть очевидно, что такие действия являются неправильными для любого народа, а не только Израиля.

Мы, люди Нового Завета, не живем по Закону Моисея. Однако универсальные моральные принципы, которые были включены в тот Закон, являются неизменными по сегодняшний день.

Грег Коукл (Greg Koukl, Stand to Reason)

Перевод Петра Новочехова

2 комм. на Ветхозаветные заповеди в жизни новозаветных христиан

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *